Взаимоотношения в коллективе

Взаимоотношения в коллективеЧто это значит — хороший коллектив? Конечно, высокие показатели работы, деловая квалификация сотрудников. Но не только это.

Моральному фактору, характеру взаимоотношений, стилю общения не случайно придается большое значение.

Психологическое воздействие на работающего человека может оказать и красивый пейзаж за окном офиса или цеха, и приятная отделка стен, и ваза с цветами. Но «предметное», материальное окружение—это ведь еще не все. На работе люди, так или иначе, связаны друг с другом. И характер этих отношений создает определенную атмосферу, влияет на внутреннее состояние каждого в отдельности и всех вместе.

Какие течения и ветры создают климат коллектива, каким законам он подчиняется и, главное, как на него влиять? Исследуя эту проблему, ученые уделяют пристальное внимание взаимоотношениям «по горизонтали», то есть между работниками одного уровня, например, рабочими в бригаде, инженерами в конструкторском бюро, врачами в клинике стоматологии и «по вертикали» — между руководителями и подчиненными.

Существует еще один важный аспект—связь между взаимоотношениями официальными и неофициальными. Что касается официальных, то они зависят от служебных ролей, производственных функций. Характер этих взаимоотношений регламентирован определенными правилами, инструкциями, должностными обязанностями. Так, мастер отдает распоряжения рабочему, а не наоборот.

Взаимоотношения неофициальные, вне работы, не зависят от должностной субординации. К примеру, где-нибудь на рыбалке, или на лесной поляне тот же рабочий, выполняющий на производстве распоряжения своего мастера, может стать руководителем, а мастер будет с должным старанием выполнять указания «аса» рыбной ловли, или грибника.

Неофициальные взаимоотношения регламентируются нормами морали и этики, основываются на личных качествах, чувствах симпатии и антипатии, на сходстве и различии склонностей, привычек, интересов.

Подобно тому, как в официальной структуре коллектива существует распределение производственных ролей и статусов, так и в неофициальных взаимоотношениях возникает своеобразная дифференциация ролей. Здесь есть свои лидеры и свои ведомые, свои авторитеты в различных сферах, например, личность, известная своей принципиальностью и щепетильностью — «совесть коллектива», эрудит в области литературы и искусства, законодательница мод и так далее. Есть и всеобщие любимцы и ничем не выделяющиеся «середнячки», есть и люди, вызывающие у одних симпатию, у других — антипатию.
Одно из условий благоприятного климата коллектива — гармония между официальной и неофициальной структурами взаимоотношений, достаточное совпадение служебных ролей людей с их неофициальной оценкой.

Важно, чтобы руководитель и на неслужебной лестнице занимал достаточно высокое место. Конечно, от мастера, начальника отдела, главного бухгалтера, вовсе не требуется, чтобы он был «душой общества» или признанным энциклопедистом, к которому можно обратиться с любым вопросом. Его оценивают по другим критериям: от него ждут не только знания дела, но и умения объективно оценивать людей, считаться с ними, быть справедливым. Большое значение имеют такие личные качества руководителя, как общительность и уравновешенность.

Однако нельзя не учитывать, что быть всегда уравновешенным руководителю нелегко — ведь, как показали исследования, его работа сопряжена со значительной нервно-эмоциональной нагрузкой, превышающей средний уровень. И здесь возникает двойная связь: от стиля работы руководителя зависит моральное состояние членов коллектива, но и сам он зависим от качества и стиля их работы, исполнительности, дисциплинированности, манеры поведения.

Можно утверждать, что за психологический климат коллектива в большей или меньшей степени ответствен каждый его член. В психологии известен феномен так называемой синтонии, когда настроение одного человека передается другому. Представьте себе, что некто, обладающий скверным свойством видеть все в мрачном свете, пессимистичный, недоверчивый, подозрительный, постоянно выплёскивает свои негативные эмоции на работающих с ним рядом. Люди внушаемые, особенно легко поддаются такому настроению, да и на всех оно действует отрицательно. И вот уже не один, а три или пять человек настроены минорно; на них цепочка может не замкнуться — плохое настроение передаётся дальше. Так подчас складывается мнение, что, допустим, «нашему коллективу никогда не выйти на первое место», «у нас все не как у людей», «разве мы сумеем...» и т. п.

Еще пример: один позволил себе в обращении с товарищем по работе сквернословие, а тот счел, что унизит себя, если не ответит ему хлестче; стоящий рядом, послушав, включится в разговор в том же тоне — и вот уже под угрозой стиль общения во всем коллективе. Грубость несет с собой психологический дискомфорт. По подсчетам исследователей, на каждую минуту конфликта из-за грубости приходится в среднем 20 минут последующих переживаний.

Перепалка в резких тонах, ссора, конфликт между двумя или несколькими сотрудниками могут превратиться в своего рода болезнь для всего коллектива. Постепенно накапливаются сочувствующие с той и другой стороны, они тоже взвинчены, раздражены, их общение теряет деловой и тем более дружеский характер. Но и сохраняющие нейтралитет чувствуют себя не совсем спокойно, на них отражается нервозность конфликтующих сотрудников; к тому же те могут обвинять их в равнодушии, нежелании высказать свое мнение, соглашательстве.

Иногда недоразумения вспыхивают, если, допустим, на смежных операциях либо производственного процесса, либо в офисе оказываются люди противоположных темпераментов. Даже в пространственном размещении работников внимательный руководитель учитывает их симпатии и антипатии. Очень часто перемещение одного человека в другую бригаду, группу, просто в другой кабинет ликвидирует затяжной конфликт.

Психологический климат коллектива могут подорвать, омрачить и люди как будто доброжелательные, открытые, из тех, о ком говорят «рубаха-парень». Но их повышенная общительность — особого свойства. Деловые отношения они начинают подменять панибратством, круговой порукой, скрепляемой подчас совместными возлияниями.

Для улучшения социально-психологического климата очень важно, чтобы в коллективе знали больше положительного друг о друге: такой-то — прекрасный фотограф или прекрасно разбирается в автомобилях, такая-то — замечательная мать или заботливая дочь, этот — почетный донор, тот все свое свободное время отдает спортивным занятиям с детьми из соседних домов.

Корпоративные туристические поездки, экскурсии, вечеринки — конечно, тем более продуманные — всегда сплачивают коллектив. Благоприятную атмосферу создает умелое использование для поощрения передовых работников в местных газетах, сайтах, стендах, чествование ветеранов, проводы на пенсию, торжественное посвящение в члены коллектива приходящей молодежи.

Психологи установили четкую зависимость между показателями работы коллектива и его психологическим климатом. В этом плане результаты многочисленных исследований однозначны; в коллективах, где преобладает удовлетворенность деловыми и неофициальными взаимоотношениями «по вертикали» (с руководителями) и «по горизонтали» (с товарищами), выше и производительность и качество труда. У работников больше развито чувство уважения друг к другу, здесь лучше поставлены взаимопомощь, шефство над новичками.

Итак, психологический климат можно изменять, улучшать, им можно и нужно управлять.

Комментарии запрещены.

Курс валют

Курс ЦБ
$  66.89
 76.06